Мой сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2014 » Март » 14 » Превращать музыку в «Макдональдс» нельзя
    05:02
     

    Превращать музыку в «Макдональдс» нельзя

    Общаясь с молодым питерским дирижером Алексеем Ньяга, невозможно удержаться от улыбки. Харизма, что называется, прет — дирижирует ли он музыку карельских композиторов в рамках недавнего пленума, снимается ли в кино или поет в храме на клиросе.

    Хорошие руки

    - Должна ли хорошая музыка быть легка для восприятия? Или слушателю нужно мозгами поскрипеть, чтобы понять, что композитор хотел ему сказать?

    - Ну, в некоторых случаях задуматься полезно, но в основном музыка должна естественно ложиться на сердце, как хорошая книга должна увлекать.

    - Ваш творческий путь традиционно начинался с музыкальной школы?

    - С хорового училища в Петербурге. Там дети получают комплексное музыкальное образование: обязательно фортепиано, сольфеджио, полифония, гармония, хор. За 11 лет я получил монументальную базу, из нас готовили дирижеров и хормейстеров.

    - Каким самым главным качеством дирижеру надо обладать? Бывает так, что оркестр или хор руководителя не понимает?

    - Самое главное — хорошие руки. Пластичные. Есть общепринятый набор жестов, но манера дирижировать у всех индивидуальная.

    - Говорят, Гергиева понять очень сложно...

    - Мне приходилось с ним работать — могу сказать, что он понятно дирижирует. Своеобразно, но понять можно. А вот было на моей памяти и такое , когда после нескольких репетиций с одним известным западным дирижером оркестр был в такой растерянности, что уже и вечерний концерт оказался на грани срыва — ну не понимали музыканты особенной манеры дирижера!

    - Нужно дирижеру как-то авторитет завоевывать?

    - Авторитет можно только одним завоевать: очень правдиво и искренне занимаясь музыкой, тогда музыканты тебя если не полюбят, то уважать будут.

    - Считается, что дирижер — это как бы сверхмузыкант, обладающий универсальным знанием о музыке. Это так? И как все же можно сформулировать суть дирижерской профессии?

    - Дирижер должен с самого начала представлять всю «картину» целиком. Я начинаю с изучения партитуры. Если произведение редкое или предстоит какая-нибудь премьера, то работаю только благодаря внутреннему слуху и собственному опыту.

    - Некоторым помогает прослушивание записей других исполнителей...

    - Я считаю, что молодому дирижеру это ни к чему, более того — даже вредно, мешает собственной интерпретации. Сам стараюсь ничего не слушать, пока партитуру не изучу. Но когда на работу отводится три дня, записи, конечно, выручают...

    - Приходилось когда-нибудь играть произведения, которые вы не поняли до конца, не легли они на душу?

    - Да, конечно. И тут главное — просто ответственно и качественно отнестись к исполнению.

    Хор – не масса

    - У нас часто считают, что хор — это когда ничего не понятно, когда слышна некая звучащая масса. А хочется абсолютной ясности, прозрачности звучания. От чего зависит качество звучания хора?

    - От численности очень многое зависит. По моему мнению, традиции именно хорового пения у нас утрачиваются, исчезают большие хоры. В Петербурге, кроме академической капеллы, пожалуй, нет больше хора, который по праву можно было бы назвать русским.

    - Удается поддерживать спокойный моральный климат в коллективах, там ведь все натуры творческие, легкоранимые?

    - Вот не знаю... Я неконфликтный человек, если есть возможность избежать стычки, я все сделаю, чтобы ее не случилось. Но бывают исключения. Например, как-то в провинциальном театре на постановке оперного спектакля один народный артист местного значения стал на репетициях говорить, что ему тут непонятно, там непонятно... А проблема была только в одном — он не знал своей партии. И, когда я был вынужден в четвертый раз остановить из-за него оркестр, пришлось сделать человеку внушение за непрофессиональный подход к делу.

    Трепет и вокзал

    - Есть какие-то вещи, к которым вы пока не решаетесь подступиться?

    - У меня трепет перед Петром Ильичом Чайковским. Конечно, некоторые вещи приходилось исполнять, но сочинений, которые уже вписаны золотыми буквами в историю музыки, я пока боюсь. Сознательное ощущение, что я до этой музыки не дорос и мне нечего сказать слушателю.

    - А насколько востребована классика в привычном исполнении? Может, нужен новаторский подход?

    - Новаторство необходимо. Нужно искать новые способы привлечь людей на концерты. Говорят, Шостакович любил приходить на Московский вокзал и часами глядеть на проходящих людей. Я недавно так же стоял — не час, конечно, минут пятнадцать, и вдруг поймал себя на мысли: «А вот эти люди... Их тысячи! Они входят в метро, выходят... Нужна ли им музыка?» И понял по их лицам — скорее всего, нет. На первом месте у них — житейские заботы. И вот эта ситуация начинает отбрасывать свою тень и на музыкантов, многие играют просто потому, что так сложилось, они ничего больше в этой жизни не умеют. Поэтому нужно искать новые имена, новые подходы. Но делать это, опираясь на традиции и опыт, превращать музыку в «Макдональдс» тоже нельзя. Я с некоторых пор полюбил выступления перед детской аудиторией, потому что понял, что это наши будущие слушатели, и если сейчас детей не приучать к хорошей музыке, через двадцать лет залы филармоний будут пустыми.

    Мотивчики для Агнии

    - Вашей дочери повезло, ей-то папа, наверное, с рождения вкус к музыке прививает...

    - Агнии семь месяцев. И пока она в основном слушает песенки, которые ей мама поет.

    - А папа что поет?

    - Дурашливые мотивчики, ее это очень забавляет. Но даже если дочь не будет профессионально заниматься музыкой, она все равно будет неотъемлемой частью жизни. Без музыки никак, и это не потому, что я такой сверхтонкий и чувствительный. Просто мне очень повезло — восхитительные педагоги были, они меня научили видеть музыку во всем.

    - Глядя на вас, невозможно остаться хмурым. Вы всегда улыбаетесь? Даже то, что темнокожий дирижер играет музыку карельских композиторов, вызывает улыбку.

    - А это в любом случае смешно будет, куда бы я ни приехал дирижировать - в Карелию ли, в Эстонию...

    - И тем более в диковинку, когда вы в храме поете...

    - В храме я пою уже более пятнадцати лет, и все уже привыкли. А вот была история забавная. Летом, когда выдаются свободные дни, я езжу в замечательный мужской монастырь на Ладоге — Коневский. Как-то раз одновременно со мной там оказался молодой человек, тоже темнокожий — закончил духовную семинарию в городе Орел. А в лавке при монастыре тогда же работала темнокожая девочка из Петербурга. И вот представьте себе лица паломников, когда они, зайдя за свечками, видят темнокожую девушку, а придя в храм помолиться, на клиросе видят темнокожего певчего. И апофеоз — когда читать из алтаря выходит темнокожий юноша в облачении!

    - А почему вы в храме поете?

    - Началось с того, что на втором курсе хорового училища мне хотелось подзаработать. А поскольку я ничего не знал, кроме нотной грамоты, пошел певчим в храм. И как-то меня так сразу и приняли тепло, и петь разрешили... Теперь церковь для меня — это второй дом. И, как все в жизни, прежде всего это связано с конкретными людьми. Я прихожу именно к этому хору, к этому батюшке, к этому духовному отцу.

    Кино без гонора и гонорара

    - Расскажите, как вы в кино попали.

    - Ну, вы уж так сказали прямо — «в кино»! Это был сериал «Гончие». Просто у меня очень много знакомых, так или иначе с кинопроцессом связанных. И когда возникла необходимость в таком типаже, меня пригласили.

    - Прямо так, не прощупав на наличие таланта?

    - Я соглашался со смешанными чувствами — вроде и попробовать хотелось, но в то же время останавливало то, что я абсолютный непрофессионал. В таких случаях я разговариваю с людьми в «до мажоре» : «Ребята, вас интересует мой «фейс» — хорошо. Но я не актер, я не смогу сделать этого, этого, этого. Я дирижер!» На что мне ответили, что в ближайшее время не планируют снимать фильм про дирижеров, зато сейчас будут снимать фильм, где я бы мог сыграть роль наркодилера. На самом деле играть было несложно, я сразу почувствовал среду, видел, как ведут себя профессионалы. Не нужно ничего изображать, я был самим собой. В октябре я снимался уже в другой картине, «Синдбад. Путь на север» — скоро начнется озвучание. Там у моего героя — предводителя сомалийских пиратов - более счастливо судьба складывается, его не убивают в конце.

    - А в каком кино вы бы снялись даже без гонорара?

    - Без гонорара... Да в любом кино! Мне это интересно, я открыт для всего нового — если только не приходится поступаться чем-то жизненно необходимым. Это может быть любой проект, за который мне не будет стыдно.

    Фото: Яков Симанов

    Просмотров: 134 | Добавил: accies | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz